You are viewing il_canone

Previous Entry | Next Entry


"Однажды я разговаривал о Рихтере с одним знаменитым венским музыкантом, светлым, разумным человеком, родившимся ещё в XIX веке. Он сказал мне следующее: но не только ваш Рихтер, почти все другие музыканты из ССCР – кадавры. То, что они делают с музыкой, нам дорого обойдётся, так как кадавр обладает неистребимой силой, упорством, нечеловеческой выносливостью, хитростью и непременным желанием мирового господства – и всё это при мёpтвом содержании, но совершенной форме. Это убивает музыку».
И действительно, каждая нота Шопена или Моцарта в исполнении Рихтера – это мёртвая нота, яд, убивающий душу музыки и души слушателей. Концерт Грига. Какая музыка! А в исполнении Рихтера это вообще не музыка, а толкание ядра! Первый концерт Чайковского. Какой-то жук катит и катит бессмысленные катушки и бьёт, бьёт, бьёт по роялю на форте, добросовестно читая нотный текст, как тупой фельдфебель приказ. Вместо лирики Петра Ильича – тупое толкание бессмысленного набора нот. Искромётную сонату Гайдна «Ми-бемоль-мажор», полную юмора, света и лёгкости, Рихтер играет так, что кажется – это жуткий гоголевский мертвец швыряет на мрачном кладбище в разные стороны тяжёлые каменные надгробия. При этом всё исполняется с фанатической убеждённостью и бешеным напором, ломающим публике кости....
В некоторых, редчайших случаях внутренняя мертвeннocть музыканта подходила к музыкальной задаче композитора. Интересно было наблюдать, как раззадоривался в этом резонансном случае музыкальный «майстер тод» («мастер
смерти» – Ред.). С какой мрачной яростью крушил он в своей игре всё живое и превращал душистый, весёлый, переливающийся влажными соцветьями, радостно звучащий мир в гнилую кладбищенскую мертвечину, в самого себя...

Вот, собственно, этот отрывок, характеризующий творческий облик Рихтера, и привлек мое внимание, ибо 100% соответствует моему ощущению от игры Рихтера, и тому, что мне говорили о его игре мои учителя, не сговариваясь, как вы понимаете, с автором этих строк. Такая характеристика идет вразрез с "официальной" и общепринятой точкой зрения на творчество Рихтера, но бытует в среде не самых плохих музыкантов. Почему это было так - тоже сформулировано у Гаврилова довольно точно.
Я слышала однажды Рихтера живьем. Это случилось летом примерно 1988, когда сезон уже был закрыт, вдруг, в конце июля пронесся слух, что Рихтер будет играть в БЗФ Сонаты Бетховена. Он ехал из Финляндии на своей машине с трейлером, и решил остановиться в Питере на пару дней и дать концерт. Сам концерт был обставлен тоже экстравагантно: свет в зале не включали, публика сидела в сумерках летнего вечера, а на сцене рядом с роялем стояло бра, которое освещало Рихтера, клавиатуру и ноты (он играл по нотам). В общем, все обещало чудо, но чуда не произошло. Я даже не помню ничего из его игры, вообще ничего. это было никак. Было ощущение пожилого, обессиленного артиста, которому особо нечего сказать. Второе впечатление случилось чуть позже, транслировали какой-то пафосный концерт, где вышел Рихтер и сыграл Фантазию Моцарта c-moll. Играл грубо, насильничал, форсировал в соль-минорном эпизоде, челюсть его тевтонская ходила из стороны в сторону. На следующий день я спросила своего учителя: - Что это было? - Он поморщился в ответ.
В общем, в приведенной выше цитате я нахожу полное соответствие своим впечталениям.
А прочее, то, что описывает Гаврилов, меня так не впечатляет, думаю, это истинно в той же степени, что и восторженные заказные официальные статьи о Рихтере, написанные журналистами и музыковедами, призванные создать у людей образ
такого вот сверхгения.
Я благодарна Гаврилову за то, что он написал то, что написал. Я считаю, что этот взгляд так же имеет право на существование. В Москве Гаврилов стал персоной нон-грата из-за всего этого, что и понятно, так как слишком много
музыкантов окружали Рихтера, и стоят на страже его образа. Ну, это, как говорится, их дела. Там есть целый клан таких творцов, о которых только и можно написать, что они окружали Рихтера, больше они ничем не примечательны. А Гаврилов - это мощная личность, фортепианный гигант, хоть и очень спорный человек. Но я ему больше верю. Он талантлив и независим, а "они" бездарны и беспомощны вне патроната сильных мира сего. Надеюсь, я объяснила...

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
ljtimes
Jan. 2nd, 2012 04:20 pm (UTC)
Ваша запись опубликована в LJTimes
Редакторы LiveJournal посчитали вашу запись интересной и добавили ее в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes
fauconnoire
Jan. 2nd, 2012 04:35 pm (UTC)
Думал что я один такой дебил, никогда не мог Рихтера долго слушать.
(Anonymous)
Jan. 2nd, 2012 05:15 pm (UTC)
И я никак не могла его прочувствовать. И тоже переживала по этому поводу, когда кругом говорили - гений!
il_canone
Jan. 2nd, 2012 06:19 pm (UTC)
Сделали из него неприкасаемого
vitaramm
Jan. 2nd, 2012 05:13 pm (UTC)
С Новым Годом! Всех благ и творческих успехов!
Я помню интервью Гаврилова в "Известиях" - это был, действительно, шок. Но беда в том, что PR Рихтера (по старому - клакеры)настолько мощный, что все другие пианисты автоматически попадали во вторую десятку (в первой был только од в единственном числе). И это никак не оспаривалось, а Гаврилову приписали низменную месть...

А насчет исполнения... М.б. мы слышали его "живьем" уже на закате - возраст ведь имеет значение?
Лично мне ближе Мария Юдина и Эмиль Гилельс
il_canone
Jan. 2nd, 2012 06:17 pm (UTC)
Спасибо! Вам так же, всего наилучшего, и успехов сыну!
(Deleted comment)
il_canone
Jan. 2nd, 2012 06:18 pm (UTC)
Насчет Баха - мне трудно согласиться, а в остальном, да, пожалуй
mgtverskoy
Jan. 2nd, 2012 06:36 pm (UTC)
На заданный в конце вопрос отвечаю положительно - да.
il_canone
Jan. 2nd, 2012 06:47 pm (UTC)
Пардон, на какой вопрос?
mgtverskoy
Jan. 2nd, 2012 06:50 pm (UTC)
Марина, извините.
Последнюю Вашу фразу прочел как вопрос.
Но ответ мой не изменился.
(Anonymous)
Jan. 2nd, 2012 09:49 pm (UTC)
что за вкусовщина!
И Рихтер и Гаврилов - оба прекрасные музыканты.
il_canone
Jan. 2nd, 2012 10:19 pm (UTC)
Re: что за вкусовщина!
Это вы к чему?
wadym_revich
Jan. 10th, 2012 10:50 am (UTC)
..но ведь вот это-то: "..каждая нота Шопена или Моцарта в исполнении Рихтера – это мёртвая нота, яд, убивающий душу музыки и души слушателей.." - явно неправда, про КАЖДУЮ ноту. А раз так, то "маленькая ложь рождает большое недоверие", - как говорил Шелленберг:), да и от себя замечу: вообще по сути убивает содержание месседжа, заложенного в тексте, как и едва ли не всякое глобальное обобщение..
il_canone
Jan. 10th, 2012 01:51 pm (UTC)
Однако от глобальных обощений, тем не менее, не отказываются. Может, понимать их нужно не буквально? Сегодня как раз, увидев ролик в ютубе Гилельса подумала, что не представляю себе, что Рихтера можно слушать для удовольствия, просто миниатюру какую-нибудь. Мне вообще слушать Рихтера не хочется. А Вам - хочется? Давно Вы слушали Рихтера?

Вот это и есть мертвечина
wadym_revich
Jan. 11th, 2012 07:14 am (UTC)
- да побойтесь бога, что за ерунда. Просто вас либо захватило некое поветрие, либо Рихтер просто - не ваш тип музыканта. Легко представляю - просто для удовольствия - любой номер из "Венского карнавала", скажем. Или Дебюсси. Таких записей вообще много, особенно видео. А сколько записей и вовсе бессмертных - навскидку вот, хотя бы - 9, 10, 12, 23 сонаты Бетховена, Шуберт, этюды-картины Рахманинова etc. Какая уж там где мертвечина...
(Deleted comment)
il_canone
May. 10th, 2012 09:31 pm (UTC)
а вы везде так ходите и грубите авторам журналов?
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

il_canone
Марина Аршинова

Latest Month

July 2014
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner