?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Гилельс

Gilels
Гилельс был моим любимым пианистом, когда я училась в Консерватории. На этот выбор конечно оказал решающее влияние мой педагог, Синцев, ученик Савшинского, большой фанат Гилельса и Флиера. Школа Нейгауза не пользовалась таким восхищением по причине как раз слишком сильного уклона в индивидуализм, "культ личности" в искусстве, спекулирование романтическими ценностями и некоторым недостатком мужского, маскулинного начала. Это я, конечно, жестко и грубо так пишу, но чтоб было понятно. Да, я помню, что Гилельс был учеником Нейгауза. Но Синцев с подачи Савшинского всегда считал, что Гилельса сделала Берта Рейнгбальд, его педагог, у которой он учился до 16 лет в Одессе, и которая подготовила его на Всесоюзный конкурс, который он выиграл и с которого началась его карьера. Синцев так и говорил: "Гилельс стал Гилельсом в 16 лет. " Это, кстати, характерно, ибо многие великие исполнители состоялись очень рано. Исключениями являются  другие, которые состоялись позже.

Почему я пишу "был любимым пианистом"? Он и сейчас, конечно, один из самых любимых. Просто много воды утекло с тех пор. Многих я слушала живьем. Много разных впечатлений.

Но Гилельса я застала! в 1983 или 84-м, не помню, он сыграл у нас в БЗФ все бетховенские концерты с оркестром. Я была на двух его концертах.  Спасибо, мама с папой, что купили мне билеты. Это было волшебное совершенно впечатление! На сцене Гилельс, внешне человек не  красивый, как большинство музыкантов (в раннем детстве меня водили на концерты Гриши Соколова и Сергея Стадлера, из чего я сделала вывод, что музыкант может выглядеть только так), на сцене становился элегантным как рояль. Рояль - от слова королевский. Помню, как он выходил из кулис держа так манерно ручку ладонью вверх сбоку на уровне пояса. За роялем он выглядел шикарно! Как, кстати, и Гриша Соколов. В этом они схожи. В их судьбах есть  интересное переплетение.

Именно Гилельс был тем, кто взял на себя смелость и риск присудить 16-летнему Соколову в 1966-м  первую премию Чайника. Вот разглядел как-то. Для остальных все это было не очевидно. Сейчас, наверное, таких уже не осталось. А тогда - рассказывала Постникова - когда после объявления решения жюри Гилельс шел через толпу, в него какая-то женщина плюнула. Представляете? В Гилельса. Вот это российское родовое проклятие - нелюбовь к себе и к своим сородичам - довела образованнейшую московскую публику до истерики по поводу ничтожного по сравнению с Соколовым Миши Дихтера, которому почему-то (может, потому, что американец?) многие хотели отдать первую премию.



Берта Рейнгбальд и Эмиль Гилельс. Фото из архива  семей Гилельс - Рейнгбальд публикуется с их разрешения

И последнее. Берта Рейнгбальд. Горе и позор тем, кто сделал это с ней. Будучи немкой, она очень страдала после войны. Тогда только ленивый немца не пинал. Вернувшись из эвакуации в Одессу, она не смогла вселиться в свою квартиру - квартира была занята. Ее рояль, который ей подарили в честь победы Гилельса на конкурсе еще до войны, забрал ректор Консерватории себе со словами - у тебя и квартиры нет, зачем тебе рояль. Она жила за занавеской в углу в Одесской Консерватории. В очередной раз, когда она пришла хлопотать о квартире в какой-то там орган соответствующий, она, отстояв очередь и получив свою долю издевательств в кабинете, вышла на лестницу и выбросилась из окна. Жалко ее ужасно

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
antongopko
Dec. 16th, 2013 07:15 pm (UTC)
Приятно читать вас, спасибо!

Гилельс тоже один из моих самых любимых пианистов.
il_canone
Dec. 16th, 2013 07:37 pm (UTC)
спасибо!
ishmenev
Dec. 16th, 2013 10:04 pm (UTC)
Да, интересно. Уже не в первый раз слышу про маскулинное начало у пианистов. В последний раз, после концерта Ланг Ланга в Питсбурге мой друг-профессор (кстати, ученик Темирканова) сказал, что общаясь с Ланг Лангом, заметил эту особенность и, к сожалению, она отражается на игре. Но мы говорили о нарциссизме в первую очередь... Не знаю, слышали вы, но Ланг Ланг играет очень тонко почти ювелирно, но действительно излишне индивидуалистично и как бы любуется своей игрой)) Уже другой американский профессор перед этим концертом сказал: Зачем, вам этот Ланг Ланг... Вот, если бы Андрей Гаврилов)))
il_canone
Dec. 16th, 2013 10:19 pm (UTC)
Ну, Ланг Ланг это совсем другая история.... невероятно талантлив, невероятно коммерциализирован....типичный американский артист, в принципе. Посмотрите, здесь есть немного об этом http://il-canone.livejournal.com/tag/Исаак%20Стерн
ishmenev
Dec. 16th, 2013 10:36 pm (UTC)
Во-первых, не американский, а китайский. А, во-вторых, да - американский))) Видели бы вы, с каким видом китайская публика, составляющая значительную часть современных США и как никто влияющая на их сегодняшнюю экономику, наблюдает за его игрой... Это же их национальная гордость)) Мой любимый профессор, даже не выдержал и, сдерживаясь от смеха, шепнул - смотри на азиатов)))

То есть, я согласен, когда Вы пишите про американский подход к искусству. А Бродвей - вообще отдельная тема, поскольку на его примере можно говорить об абсолютно уникальной системе американской политики в области культуры, где роль государства и традиционных форм значительно меньше. Просто современная Америка - это уже не США 80-90х. И им приходится играть по тем глобальным правилам, которые они сами и придумали ))
il_canone
Dec. 17th, 2013 05:04 am (UTC)
я видела, как толпы китайских девушек здесь, в Питере, прорвали кордоны администраторов и хлынули к нему в артистическую. я такое видела впервые
t_nadya
Dec. 18th, 2013 06:21 am (UTC)
Я тоже очень Гилельса люблю.Он мне руку пожал-я её три дня не мыла.это было году в 65.он был с концертами в Свердловске и пришёл в поликлинику-народу полно,не могла же я допустить,чтоб стоял в очереди,оббегала всех врачей,чтоб приняли без очереди,к стыду,не все и знали,кто это такой.А у него от уколов кардиамина шишки на предплечье,играть-то как?Сделали физиопроцедуры,у меня в регистратуре толпа-как им объяснишь?Импессарио хотел мне контромарку дать-но у меня были билеты.Их же всю жизнь сравнивали с Рихтером-но маленькая аккуратная ручка Гилельса была милее.
il_canone
Dec. 18th, 2013 12:05 pm (UTC)
однозначно!
zara55
Dec. 18th, 2013 04:27 pm (UTC)
Спасибо, что вспомнили о Берте Рейнгольд
Говорят, вышла в России маленькая книжка о ней. Как бы достать...
эта история ... её имя всегда были окутаны тайной - не тайной, а глаза отводили.
У нас преподавал двоюродный брат Я. Зака.Он было начал рассказывать, и- осекся.
Там было что-то еще , кроме официальной версии:" вернулась , квартира занята, покончила с собой в отчаянии".
.
il_canone
Dec. 18th, 2013 06:55 pm (UTC)
еще что-то? какой ужас....
zara55
Dec. 18th, 2013 07:55 pm (UTC)
да , какой-то донос.Но я должна уточнить - мне это расскзывала жена одессита - покойного профессора Дофмана, композитора.
и потом , Берта Рейнгбальд была по происхождению не немка.
zara55
Dec. 19th, 2013 07:42 am (UTC)
А, спасибо! Вот , обратите внимание , с каким упорством , спустя годы , ее имя считалось табу. И , ладно бы, скажем, она была " осУжденная по 58 статье"- а что? Запросто!Нет , пронесло.
Еврейское происхождение? Не, в Одессе не было "животного антисемитизма", там , и правда , была особая атмосфера!
Что , что не могли ей простить?
il_canone
Dec. 19th, 2013 11:24 am (UTC)
насчет еврейского происхождения - все же сомнения остаются. сестра Антония, родители архитекторы - как-то нетипично это для одесской еврейской семьи ХХ века
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

il_canone
Марина Аршинова

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner