Марина Аршинова (il_canone) wrote,
Марина Аршинова
il_canone

"South Pole". Драматургия

Сильный драматургический каркас является основой оперного спектакля. Иногда полжизни проходит, прежде чем поймешь смысл простой фразы из учебника. Посмотрите на самые популярные в мире оперы: Травиату, Кармен, Богему. Они идеальны по драматургии. Ясные сюжеты, яркие герои. Прекрасные оперы Римского-Корсакова не имеют шанса  стать мировыми хитами, потому что никто не сможет в двух словах пересказать сюжет "Сказания о невидимом граде Китеже" или даже "Царской невесты".

Оперы Чайковского на сюжеты Пушкина, идеальные в плане драматургии первоисточника, испорчены дилетанскими либретто его брата. Он не знал, видимо, что в романе движущей пружиной являются мысли в голове  персонажей и мотивы их поступков, а на сцене - складывающиеся отношения между героями. Поэтому, видимо, "Евгения Онегина" открывает драматургически не работающий  дуэт "Слыхали ль вы?"

Кроме того, здесь  все как везде: все решают  микроны, мелкие детали, не видные невооруженным взглядом. В создании драматургической формы, в отличие от романной,  главная роль принадлежит искусству  "раскроя ткани". Как гениальные итальянские портные, на стропилах которых висели в зависимости от времени года части  бюстье,  пальто или платья, и их многовековые традиции были доведены до совершенства Кристобалем Баленсиага, так и драматург должен точно знать, интуитивно и практически, где чего отрезать и что куда приточать и где еще цветок пришпандорить.


С этой точки зрения либретто "Южного полюса" тасманийца Tom Holloway выше всех похвал. Сюжет ясный: путешествие к цели и возвращение домой. Серединный шов - Амундсен достигает Южного полюса первым.


© Bayerische Staatsoper

Кстати, к режиссуре Нойенфельса претензий мало, только что вот два этих разных направления - туда и обратно - как-то
визуально не проявлены.


© Bayerische Staatsoper

Итак, две команды: англичанин Роберт Фалькон Скотт и норвежец Роальд Амундсен. Скотт сделал свое путешествие достоянием общественности: его приготовления, комбинирующие научные и спортивные начала, романтику и патриотизм, были широко известны.


© Bayerische Staatsoper

Амундсен, напротив, готовился к путешествию втайне. У него была одна цель: любой ценой вырвать у Скотта победу, первым прибыть на Южный полюс.


© Bayerische Staatsoper

Опера начинается с того, что Амундсен (Томас Хемпсон)  бросает перчатку Скотту (Ролландо Виллазон), посылая телеграмму, в которой сообщает о начале своего путешествия. Ему суждено будет на месяц опередить англичанина и вернуться живым и невредимым со своей командой назад, к почестям и славе.


Скотт же, прибыв на Южный полюс, видит там норвежский флаг и записку Амундсена с поздравлением. На обратном пути он со своей командой замерзает во время снежной бури.

Женщины капитанов, хоть и не присутствуют в их командах, продолжают сидеть в их головах. Скотт мучается ревностью и мечтает бросить свой триумф  к ногам  жены. Одинокий волк Амундсен вспоминает о хорошенькой уборщице, которая ждет его возвращения, и эта мысль его греет.



© Bayerische Staatsoper

Между линиями дневниковых записей и исторических свидетельств складывается оперный рассказ. Два разных отношения к жизни, две философии. Жизнь и то, что остается после нее. Память, благодарность, рефлексия.
Tags: bayerische staatsoper
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments