?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry




Разволновалась, увидев в фейсбуке выложенные Кириллом Гилельсом, внуком незабвенного Эмиля Григорьевича, чтущим его память и многое делающим для ее сохранения, за что ему огромное спасибо! - сканы письма Гилельса некой Берте Соломоновне. Скорее всего, речь идет о пианистке,  профессоре Нижегородской Консерватории Б.С. Маранц.

Письмо написано в ответ на претензии к результатам Конкурса Чайковского-66, на котором первое место было отдано Григорию Соколову,  выражаемые тогда многими музыкантами, которые данная Берта Соломоновна, судя по ответу Гилельса, ему пересказала, присовокупив и свое фэ.





Не знаю как у вас, но у меня от последних строчек ответа Гилельса "И конечно вы не можете испытать, что такое ответственность перед временем и музыкальной честью" - просто мурашки.

Мне известно от очевидцев, как складывался финал того конкурса. Конечно, здесь как в "Расемоне" у каждого может быть своя версия, но  у меня версия  моего профессора Л.Н.Синцева, которому рассказывал его профессор С.И.Савшинский, присутствовавший в Большом зале Моковской Консерватории на финале. Учителя Соколова - Л.И.Зелихман и М.Я.Хальфин были учениками Савшинского, в общем, это была настоящая музыкальная семья, и Савшинский участвовал в подготовке Гриши (извините, это не фамильярность, это имя, которое я слышала с детства миллион раз, именно Гриша, вы уже поняли, наверное, почему) и присутствовал в Москве на конкурсе.

И вот, по рассказам, мало кто видел в 16-летнем Соколове будущего победителя конкурса (и уж конечно, музыканта того масштаба, которого знаем мы сегодня). Благодаря отточенности и безупречности, Соколов проходил из тура в тур, без сенсации, без споров и противоречий, проходил, потому что сбрасывать было не за что, он играл совершенно. Уже тогда. Но не поражал ни оригинальностью (упаси Б-г), ни индивидуализмом, ни стремлением во что бы то ни стало заявить о себе, которым грешат многие конкурсанты.

NB: с юности в меня была заложено легкое презрение к культу индивидуальности, характерное для этики Савшинского и в то е время весьма популярное у некоторых его коллег.  Имелось в виду [у Савшинского], если ты ни кого не похожий талант, это никуда от тебя не уйдет. А если просто хочешь интересничать, то не надо.  Пока ты  учишься, будь любезен, постройся, играй не так, как хочется, а так, как надо (в разумных пределах, конечно, но все же). За это Савшинского многие боялись и не любили. Ученики с недостаточностью левого полушария в классе Савшинского чувствовали себя неуютно.

Когда начался финал, московская тусовка прочила победу Слободянику. Он был кумиром Москвы на тот момент. Красавец, талант, образ в стиле французского кино новой волны (это я от себя добавляю, Савшинский такого не говорил). И когда Слободяник вышел играть финал, по словам Савшинского,  вылил на публику  такие потоки желания и перевозбуждения   (было сказано гораздо крепче,  16+) в Третьем концерте Рахманинова,  что когда вышел Гриша и красиво и элегантно сыграл Второй концерт Сен-Санса, в зале словно солнышко просияло, - вот именно так говорил Савшинский.

Не все поняли тогда, что произошло. Вот здесь надо коснуться одной большой проблемы, существующей столько, сколько существует искусство. Чтобы разбираться в искусстве, понимать, что хорошо, а что ОЧЕНЬ хорошо, в частности, в фортепианной игре, мало любить музыку и ходить на концерты. Надо это искусство знать изнутри. Своими ручками потрогать, воспитать настоящий вкус ( не смогу сейчас в двух словах объяснить, что это такое, на это уходит лет 20-25), ценности, знать матчасть и тд и тп.

Все же прочие ориентируется на свои примитивные представления, эмоции, ощущения, повторяют за другими, не понимая, о чем, и тд и тп. То есть: объективно! -  далеко не все могли понять, что представлял собой УЖЕ ТОГДА Гриша Соколов и какой потенциал скрывался за его кротким совершенством.

Эмиль Гилельс, конечно, слышал это и понимал. Он был пианистом той же группы крови. Ему мы в большой степени обязаны гениальным и единственно верным решением того жюри - присудить первую премию Григорию Соколову.

Вот одно из красноречивых писем, направленных в  адрес Гилельса. Таких писем было десятки. Виктория Постникова рассказывала, что какая-то женщина из толпы плюнула в Гилельса, идущего после объявления результатов. Вообще, среди многих драм Конкурса Чайковского, эта история кажется мне самой потрясающей.







Хочется еще многое добавить, но боюсь свалить все в одну кучу, так что остановлюсь сейчас на этом. Такими они были тогда, в 1966-м: слева направо Миша Дихтер, Э.Г.Гилельс, Григорий Соколов.




Таков Соколов сейчас. Во вторник я иду на его концерт

Profile

il_canone
Марина Аршинова

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner