?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Не хочу повторяться, вот здесь я уже писала и о собственных впечатлениях от игры Гилельса, и о трагической дешераздирающей истории его учительницы Берты Рейнгбальд.

Все всегда знали, что Гилельс стал Гилельсом в 16 лет, будучи учеником Берты Рейнгбальд и выиграв Первый Всесоюзный конкурс. Л.Е.Гаккель нам замечательно рассказывал на лекциях,  как ворвался в "большую жизнь"  юный рыжеволосый Гилельс "Свадьбой Фигаро" Моцарта-Листа. В каком-то смысле как Прокофьев своим Первым фортепианным концертом. Это сочетание гениальности и юности. Дух захватывает.

Затем, в той советской реальности, где везде нужен был кто-то первый, и Нейгауза назначили на роль первого и лучшего профессора фортепиано, профессора, подготовившего двух, выражаясь той лексикой,  крупнейших пианистов - Рихтера и Гилельса (тут все ж таки никак не могли определиться, кто первый, и в этом была вся запутка), этот маленький фактик, а именно, что Гилельса "сделала" Рейнгбальд, несколько не вязался с общей картиной.

Рихтер-то был самоучкой, и никто не сомневался, что Нейгаузу принадлежит заслуга и открытия его таланта, и обучения. Во всех книгах и журналах бесконечно цитировали рассказ Нейгауза о том, как 30-летний  Рихтер впервые пришел в его класс, играл свои сочинения, много другой музыки и Нейгауз не утаивает, что шепнул на ухо сидящей рядом с ним студентке: "Кажется, это гениальный музыкант". В смысле, сразу понял, если кто сомневался.

С Гилельсом такой истории у Нейгауза не было и быть не могло, потому что не понять, кто такой 16-летний Гилельс - законченный совершенный пианист - было невозможно. И в дальнейшем, мне конечно трудно судить, меня там по понятным причинам не было, так что выскажу лишь свое предположение, во многом основанное на мнении моих учителей (вы же не будете меня за это ругать?), а именно,   вряд ли годы, проведенные в классе Нейгауза, существенно изменили облик Гилельса.

А теперь серьезно. Надо понимать, что Гилельс vs Рихтер, Гилельс vs Рихтер плюс Нейгауз плюс вся  свита, - это как бы разные операционные системы. Как Windows и Apple, например. У каждой есть свои поклонники. Но они разные. Мне мои учителя всегда прививали  любовь к Гилельсу, к его игре. Обращали внимание на теплоту его звука, на его совершенство и при этом глубокую человечность. На невыразимую словами печаль, проявившуюся в последние годы его творчества. На эффектность, блеск  и прелесть его игры, на настоящий артистизм, идущий от подлинной элегантности и душевной грации в сочетании с огромным музыкантским и, что очень важно подчеркнуть, специфически пианистическим талантом. Вот на этом нужно немного остановиться и сказать, что здесь была зона ущерба Нейгауза как профессионала (и наверняка - как личности, так как невозможно отделить в его случае одно от другого).  Даже самые восторженные его поклонники не отрицали, что он полконцерта мог сыграть, как выражаются пианисты, "под рояль". Под рояль мог сыграть и Софроницкий, но в нем, судя по записям, не было ни следа  пианистической немощи Нейгауза. Да и вообще, при всем уважении, Софроницкий был талантом несколько большего калибра, тут тоже все со мной согласятся, наверное, но речь сейчас не о нем.

И тут мы затрагиваем еще одну деликатную тему, которую не принято обсуждать в профессиональных кругах, как не принято "в обществе" говорить о деньгах, а именно, качество игры выходящих на сцену педагогов. Да, они ведут иной образ жизни, нежели концертирующие пианисты, да, чтобы быть в форме, нужно постоянно играть, а у них нет такой возможности, да, да, да, но тогда, если ты не в форме, - зачем???? Зафиксируем тезис  и вернемся к нашей теме.

Совершенно ясно, что Нейгауз - пианист мог мало дать Гилельсу - пианисту. Что касается "общего развития" .... Не знаю...  Нейгауз был литературоцентричен, Рихтер - театроцентричен. Оба черпали вдохновение в смежных видах искусств. Для обоих фортепиано был инструментом-посредником, с которым они с разной степенью успеха сражались.

Мне рассказывал человек, который оказался рядом с классом в муз школе, где Рихтер занимался перед обыгрыванием своей программы в 60-х, что в течении двух часов (!) Рихтер на фортиссимо, раз за разом долбал одну и ту же E-dur вариацию из "Симфонических этюдов" Шумана. Причем рассказано было это с умилением, мол, надо же, какой музыкант, но мне это представляется по-другому, каким-то насилием над окружающей действительностью

Оба были центрами притяжения определенных богемных столичных кругов, людьми тусовки, как сейчас говорят. Свита Рихтера, умело ведомая в нужном направлении его женой  Ниной Дорлиак,   в 80-е объединяла и древних старух, и молоденьких журналисток ("Какой-то он бесконечный, Рихтер...", писали они, закатывая глаза,  в журнале "Юность"), и молодых музыкантов, допущенных в святая святых. За все это он получил после смерти по полной от Андрея Гаврилова (подобное притягивает подобное), но для меня главной характеристикой Рихтера является наблюдение над тем, как он менялся, пересекая границу СССР. Из изваянного в мраморе обелиска с тевтонской челюстью  он превращался в обычного старенького эксцентричного гея в ярком плаще с пестрыми шейным платком, в веселой шляпе с пером, каких в Мюнхене можно встретить на каждом углу, (там ему и место) каким его и показывает в конечном итоге Бруно Монсенжон в последнем фильме его жизни.

Гилельсу для самовыражения хватало рояля. Это трудно объяснить тем, кто не в курсе, но он был слит с инструментом абсолютно. Ему не нужно было уходить ни в объяснения, ни в представления. Он был пианистом и только пианистом, в первозданной чистоте жанра. А для жизни у него была семья. Имея такую семью, можно из дома уже не выходить. Человек с такой жизненной опорой не нуждается ни в организованном круге единомышленников, ни, упаси Бог,  в свите.

вот из этих объективных факторов, как мне кажется, вырастает  разница потенциалов, зоны ущерба, попытка отдалиться от чуждого, необходимость сущестововать в условиях постоянного сравненения. Мне кажется, там эта важная, и гораздо крупнее, нежели "сплетни о великих".

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
farbys
Mar. 30th, 2016 02:55 pm (UTC)
Как интересно написано, прочла запоем
il_canone
Mar. 30th, 2016 09:00 pm (UTC)
приятно слышать! спасибо
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

il_canone
Марина Аршинова

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner