?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Поговорим о смыслах?

Я поступила в музыкальную школу Василеостровского района города Ленинграда в 1976 году и окончила ее с отличием по классу фортепиано в 1984. О школе у меня остались очень хорошие воспоминания, особенно если учесть, что  я была звездой школы, лучшей (или одной из лучших) учениц, победителем городских конкурсов, бессменным участником отчетных и прочих концертов, и тд и тп.  Из минусов - в школе, чтобы меня замотивировать, несколько перестарались с моим восхвалением, а поскольку родители мои не музыканты и скорректировать эти восторги не могли,  у меня сложилось неадекватно завышенное представление о собственных способностях и возможностях, и также перспективах. Что привело к весьма чувствительным крахам в нежном подростковом возрасте, но речь, в общем-то, не об этом.

Моя музыкальная школа существовала для меня и для таких как я - детей, готовых к профессиональным занятиям. Прочие там чувствовали себя вторым сортом. Пункт 1 - "Мы не клуб при ЖЭКе, мы работаем на профессиональном уровне" - декларировали учителя, и давали разнорядку: заниматься по 3 часа в день, общеобразовательная школа - побоку, кому это нужно, цель - профессия, все решено, чего еще думать. Кто не тянет  - смотрите пункт1. Я тянула, и примерно десяти лет от роду  обнаружила себя в обнимку с выбранной мне профессией.  О моем потерянном детстве говорили примерно так:  "хорошо живут те, кто с детства научился работать, потом сама спасибо скажешь".

Не сказала.

Просматривалась перспектива, получив "консерваторское образование", занять затем место педагога музыкальной школы.  Что выглядело в глазах моих, хоть и слегка сбитых с толку, но взрослых и разумных  родителей совсем не плохой "профессией для девочки":  интеллигентная, красивая специальность, общение в творческом коллективе, преподавание, удобный график (не с 9 до 6 каждый день), а главное - каникулы и возможность иметь частных учеников. На уровне 1980-го года это был практически  максимум для такой семьи как наша. За такие перспективы мои родители готовы были платить музыкальной школе двадцать два с половиной рубля в месяц  на протяжении восьми лет, что составило итого 1620 (тысячу шестьсот двадцать) рублей, стоимость машины или дачи. Мы были в нижней части пирамиды и должны были на условиях рядовых членов нести в пирамиду не только себя, но и наши деньги, в надежде на будущие прибыли; дети музыкантов обучались в десятилетках более качественно и бесплатно за государственный счет.

Я выполнила и перевыполнила свою часть договора - окончила Консерваторию и аспирантуру.  На торце книжного шкафа в квартире моих родителей висят мои медали с разноцвестными лентами  за победы в международных конкурсах. Где-то в коробках до сих пор пылятся дипломы и прочие доказательства моих блестящих побед.  К тридцати я поняла, что не хочу работать музыкантом, что эта профессия не совместима с нормальной жизнью в моем понимании.  Чтобы заработать, нужно все время куда-то уезжать. Мои педагоги и соученики все время куда-то уезжали, их семейная жизнь трещала по швам. Я не хотела уезжать, мы так не договаривались. Примерно тогда же выяснилось, что желание учиться и желание учить это не одно и то же. Я всегда хотела учиться, но совсем не хотела преподавать. Вот такая незадача.     В активе была маленькая квартирка на канале Грибоедова, купленная в 27 лет на собственные заработанные преподаванием фортепиано в Корее деньги. Мне удалось вовремя вытащить из пирамиды свою долю, вернее, то, что было вложено родителями. В пассиве - категорическое нежелание продолжать в том же духе, и много вопросов серии что делать, кто виноват и как жить дальше.

Мне потребовалось много лет, чтобы в чем-то  разобраться. И когда я вижу, какую панику, неприятие  и истерику в среде профессиональных музыкантов вызывает предложение поговорить о смыслах формального музыкального образования, о миссии музыкальных школ, их целях, а также целях и методах преподавания музыки для любителей, - я понимаю, что вопрос бьет в самую болевую точку.  Вот эта реакция - она и есть неопровержимый симптом. Нет ни смыслов, ни миссии. Есть общие фразы плюс инерция и как-то налаженная рутина, а также  большая неуверенность в завтрашнем дне - 47%  учащихся сегодня не заканчивают обучение, несмотря на наличие бесплатных мест. Школы заполнены на 80%. Очевидно, здесь не все в порядке.

Нет уже той впечатляющей экономики  эпохи развитого социализма, когда муз. школа сама обеспечивала себе львиную часть бюджета за счет оплаты обучения. Сегодня это чисто балласт на госбюджете, но скажите, разве музыкальное образование у нас всеобщее, право на его получение закреплено конституцией, и каждый гражданин имеет право  как на общее, так и на музыкальное образование за государственный счет? Нет ли здесь какой-то системной ошибки? Никто ничего не перепутал?

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
pirlipato4ka
Dec. 16th, 2018 08:32 pm (UTC)

Спасибо. Очень откликается.

oberhof2004
Dec. 16th, 2018 08:54 pm (UTC)
Я работаю в двух школах. Одна с "советской" установкой, и вот звёздам там хорошо, но средним детям, которые хотят просто развить себя или не самым способным (а таких там много, ведь каждый ученик платит, поэтому берём всех) там конкретно плохо. Их не хотят выставлять на концерты, зачем позориться рядом с суперзвёздами, на эказменах унижают ит.д.
В другой школе всё наоборот. Всё для всех, по кайфу. Там всем комфортно, дети не плачут, все выступают. Но когда дело доходит до амбиций - сыграть на конкурсе, аудиции - школа не тянет - нет достаточного колийчества часов ф-но, концертов для обыгрывания. Средним ученикам там здорово, звёздам, амбициозным, профессионально настроенным нет, в какой то момент чувствуется , что "не хватает".
Проблема в том, что школы грызуться в том плане, что не дай бог, ученик перейдёт из одной в другую - это же деньги. И учителей подписывают, что мы не можем переводить из школы в школу. А ведь насколько всё могло быть бы лучше и здоровее для самих детей.
hamaskil
Dec. 16th, 2018 09:20 pm (UTC)
Большинство знакомых мне выпускников музыкалки после окончания в лучшем случае за инструмент не садятся, а в худшем - ненавидят всеми фибрами души.
Моя скоро уже бывшая жена закончила музыкалку, муз. колледж по теории музыки и потом аналогичное учебное заведение в Израиле. Работает не по специальности, редко когда подходит к инструменту. Я занимался два года с педагогом, бросил, и только лет 10 назад вновь заинтересовался. Сейчас грызу локти, что не занимался, но что ж поделать.
dmitry072
Dec. 17th, 2018 07:15 pm (UTC)

Потому в школу музыкальную лучше отдавать детей начиная хотя бы лет с 10-12, чтобы они заканчивали ее вместе с общеобразовательной. Может так интерес сохранится.
Еще ранее при советской власти были вечерние музыкальные школы. Для взрослых. Есть ли они сейчас, не знаю. Вот это полезное дело. Уроки частных преподавателей не всем под силу финансово.

il_canone
Dec. 18th, 2018 06:45 am (UTC)
любой педагог вам ответит, что в 10-12 лет поздно начинать обучение - аппарат уже не создать. И это правильно, если целью является создание исполнительского аппарата. Если же цели ставить другие, то можно начать и в 10-12
dmitry072
Dec. 18th, 2018 08:49 am (UTC)
Я это понимаю прекрасно. Я имел ввиду иное. Не то, что каждый должен стать концертирующим музыкантом, либо участником оркестра, а то, что каждый должен приобщаться к музыке по собственному (главное слово) желанию, а не по воле родителей и, главное, приобщившись сохранять любовь к ней. И этого можно добиться если ты более или менее в сознательном возрасте начнешь учиться. У меня полно друзей с баянами, аккордеонами, скрипками и прочим на шкафах. Когда прошу сыграть что-то, никто не может. Про то, что пианино можно легко приобрести за самовынос, вы, полагаю, прекрасно знаете и без меня.
Я как раз из поздних, хотя, был как Вы лучшим учеником и играл произведения 2-3 класса муз. училища на выпуске из школы. Вполне сознательно думал о поступлении в муз. училище, но, выбрал иное. Однако, до сих пор не расстаюсь с инструментом, и, знаете, прекрасно себя чувствую четко осознавая свое место любителя.
Простите за множество слов, пожалуйста.
Olga Zhilyaeva
Dec. 19th, 2018 05:12 pm (UTC)
Простите, но Ваша история - это только единичный случай,не закономерность! Ваше "не сложилось"- совсем не показатель!) Я, например, свою профессию люблю, знаю, что "на своём месте"! Да, музыка требует полной отдачи, как и любой другой вид искусства! А вопрос оплаты нашего труда - это к правительству, при чём тут музыкальные школы?
А потом, у меня несколько примеров, когда, окончив музыкальную школу, люди шли в другую профессию, были успешны там, но, в какой-то момент бросали всё и возвращались к инструменту! Для кого-то музыка - неотъемлемая часть жизни, в Вашем случае, видимо, это не так...Остаётся просто посочувствовать..
il_canone
Jan. 17th, 2019 08:34 pm (UTC)
за сочувствие спасибо, а музыку я очень люблю, в чем вы можете убедиться, посмотрев мой блог, и увидя, сколько я посещаю концертов. Не думаю, что люди, связавшие профессионально свою жизнь с музыкой, столько слышали и знают ))))

Edited at 2019-01-17 08:34 pm (UTC)
avia_gorizont
Dec. 19th, 2018 06:00 pm (UTC)
В пассиве - категорическое нежелание продолжать в том
А вы сейчас сколько времени проводите за тренировками на инструменте?
il_canone
Jan. 17th, 2019 08:32 pm (UTC)
Re: В пассиве - категорическое нежелание продолжать в то
0 времени провожу, а что?
avia_gorizont
Jan. 18th, 2019 05:57 pm (UTC)
Re: В пассиве - категорическое нежелание продолжать в то
Не жалко все бросить? С таким трудом наработанные навыки пропадут.

il_canone
Jan. 20th, 2019 03:31 pm (UTC)
Re: В пассиве - категорическое нежелание продолжать в то
так давно уж пропали))) зато новые появились
avia_gorizont
Jan. 20th, 2019 03:44 pm (UTC)
Re: В пассиве - категорическое нежелание продолжать в то
Я закончил советскую дмш по классу фортепиано. Вернулся к инструменту уже в зрелом возрасте. Но меня хватило на 2 года - слишком трудоемко поддерживать навыки. Даже выкраивая время для занятий каждый день.
avia_gorizont
Jan. 20th, 2019 03:45 pm (UTC)
И у меня еще здесь был к вам вопрос: https://il-canone.livejournal.com/177705.html#comments
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

il_canone
Марина Аршинова

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner