Марина Аршинова (il_canone) wrote,
Марина Аршинова
il_canone

Category:

Концерт Эрика Лу в МЗФ 18.12.2018


Шуберт: Четыре экспромта
Шопен: Баллада № 4
Моцарт: Рондо ля минор
Шопен: Соната № 2

Очень рада, что удалось услышать пианиста, который так заинтриговал своим Четвертым Бетховена в финале конкурса в Лидсе. Во-первых, лет 10 так наверное назад еще трудно было представить, что можно выиграть крупный конкурс не баяном Чайковского или Прокофьева, на худой конец, Сен-Санса, а классическим концертом, который заканчивается тихо. Во-вторых, что-то в игре Лу тогда показалось уникальным и новым, возник интерес послушать живьем.

Здорово, что моим коллегам из филармонии удалось так оперативно после Лидса организовать концерт Эрика Лу на фестивале "Площадь Искусств", и надеюсь, что теперь Эрик будет выступать у нас ежегодно. Ребята, молодцы. Это круто, поддерживаю вас.

Главное: у Эрика Лу великолепно сделана шопеновская программа, еще 5со времен  Шопеновского конкурса 3 года тому назад.

Если пианист в юности  обращает на себя внимание своим Шопеном, значит, у него большое будущее, это факт известный. Ибо нет ничего, все-таки,  что было бы труднее Шопена. А у Шопена мало что сравнится по сложности с Четвертой балладой. Каждый пианист, наверное, примеривается к Четвертой балладе, но услышать ее исполнение, про которое скажешь: "это да" можно очень редко.  Потому что там все время крутится один мучительный вопрос, крутится и не получает ответа. И нужно держать напряжение, и если нет лирического дара и искренности, а также очень разных градаций оттенков чувств, то получится монотонно, слезливо  и бессмысленно. И  кульминация тут ничего не решает, тоже мне кульминация, 4 такта, и кода - манифест отчаяния: вот так, всю дорогу мучаешься, а потом  умираешь. И Эрик Лу эту неоднозначную кашу варит очень убедительно и с огромным мастерством. Я даже не помню сейчас, навскидку, кто еще мне запомнился в Четвертой Балладе. Нет, помню. Султанов. Но то бы мужественный Шопен, там была борьба, сверкал глаз,  то была смерть героя.

Эрик Лу обладает меланхолическим темпераментом, самым потенциирующим, наверное, из всех типов темперамента, для художника. Потому что именно меланхолик обладает  огромной шкалой эмоций - от печали до ярости, и умеет до печенок это прочувствовать и передать, но на отреагирование, борьбу у него сил нет.  Он вынет из вас  всю душу, но никогда не перейдет своих границ. . Прорыдается, аккуратно сложит белоснежный платок и положит его в карман

Вот зачем Четвертую балладу и b-moll Сонату разводить ля-минорным Рондо Моцарта? Больше слез? Это вопрос, но проехали. Сонату Эрик Лу играет грандиозно, и мимо этого не пройдешь. Понимаю, что на любом конкурсе он сейчас с этой Сонатой автоматически становится претендентом на первую премию. Что такого особенного?  Внутренняя высота. То, не имея чего, очень хорошие пианисты проваливаются, когда берутся за Шопена.  Нужно иметь совершенно особые, из выского источника, душевные качества. Без них самые одаренные и многообещающие таланты "почему-то"  со временем превращаются в пыль.

Как каждый выдающийся музыкант,  Эрик Лу обладает своим, непохожим ни на кого, тембральным и полифоническим слухом. Его аккорд - это именно его монолит, он его строит и слышит так, как никто другой. И время у него течет так, как надо ему.  Многое тут поражает, и не в последнюю очередь,  дисциплина, ничего лишнего, ничего наносного, никакого оригинальничанья и интересничанья.  Создан идеальный каркас. Он будет наполняться и разрастаться, меняться, но никогда не размякнет и не разрыхлится. Здесь нет слабых мест.   Эта комбинация природных данных,  китайской работоспособности, сделавшей его к 20 годам законченным мастером, и среды, в которой он развился, и здесь снова нужно говорить о китайцах - американцах во втором поколениии , о Кертис Институте, о Гарварде, об обстановке интенсивного интеллектуального поиска и высочайшем уровне художественных притязаний. Я не знаю его педагогов, кто знает, расскажите, интересно, кто за этим стоит.

На бис были барочные гитары Чакона Генделя соль мажор и хоральная прелюдия Баха. Сыграны были, не спорю, превосходно и эффектно, но пока я слышу большой разрыв  между шопеновской программой и остальным.  Так что будем ждать следующих его выступлений и метаморфоз.
Tags: Эрик Лу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments